Памяти Киры Георгиевны Муратовой.
Александр Гельман:

Смерть забрала Киру Муратову. Она моя землячка, родом из Бессарабии.
Когда мы жили в Ленинграде, она часто приезжала, работала на "Ленфильме", мы были дружны, несколько раз она у нас ночевала. Ее
отличала неукротимая самостоятельность видения, понимания людей.
Характеры, которые живут в ее фильмах, особенно характеры женщин, изображены исчерпывающе, навечно. Она верила в особенности своего дарования, доверяла себе без колебаний, училась только у самой себя, совершенствуя свое неповторимое мастерство от картины к картине. Большую часть жизни ей жилось трудно, бедно, но она никогда не жаловалась. Господи, помести ее душу поближе к себе, она это заслужила.
Александр Тимофеевский:

Лучшие русские фильмы за последние полвека сделала Кира Муратова- от
"Коротких встреч" и "Долгих проводов" до "Астенического синдрома", "Трех
историй" и "Настройщика". Муратова умерла, эта беда случилась пару часов
назад, еще 6 июня, в день рождения Пушкина. Для русского кино Кира
Муратова, как Пушкин, ей было подвластно абсолютно все, и абсолютно все
у нее становилось художественным. Я когда-то попробовал про это сказать,
описывая финал "Долгих проводов". Последние четыре минуты с мимом на
фоне простыни, с песней на стихи «Белеет парус одинокий», со зрительным
залом, забитым, взволнованно дышащим, с трогательным партикулярным
мальчиком, вытаскивающим героиню Шарко из скандала, с требовательным
ее в скандал возвращением, с торжественным стоянием посреди него, как на
сцене, со сталинской гипсовой вазой, рядом с которой только и можно сесть,
с огнями иллюминации, с париком, стащенным с хорошо уложенной головы,
это такое сочетание искренности, фальши, сценичности, деланности и
подлинности, что слезы сами катятся из глаз. Тут весь театр и все кино разом.
И никто у нас лучше Киры Муратовой не чувствовал этого. Царство ей
небесное.
Борис Берман:

Больше нет Киры Муратовой.
И нет больше надежды, что она снимет новое кино и душе моей откроется что-то такое, что я чувствовал, но выразить это могла только Кира Муратова.
В финале "Долгих проводов", когда Шарко снимает нелепый парик, а за кадром звучит "Белеет парус одинокий" на музыку Каравайчука, - это тот
самый катарсис, который не поддается объяснению словами. Так же поэзию нельзя пересказать прозой.
В начале 80-х она экранизировала "В дурном обществе" Короленко, фильм был изуродован редакторами/цензорами, и Кира Георгиевна сняла свое имя из титров, там значится "режиссер Иван Сидоров". Картина называется "Среди серых камней".
Среди серых камней советской жизни Кира Муратова была каким-то неземным и живым существом. Она творила всегда вопреки. Но благодаря ей
мы многое открыли в себе самих.


Made on
Tilda